Рекомендации по доводке

увеличить угол поперечного V крыла;

Раскачка по крену

Раскачка, как правило, происходит иа повышенных скоростях полета.

Основные признаки!

дельтаплан вяло входит и также вяло выходит из креиа при отклонении ручки управления;

усилия иа ручки управления могут быть большими;

дельтаплан самостоятельно раскачивается по крену с увеличи­вающейся амплитудой.

Действия пилота;

плавно отдать ручку управления «от себя»

соразмеренными упреждающими движениями ручки управле­ния уменьшить креи и угловую скорость креиа;

Рекомендации по доводке;

уменьшить угол поперечного V крыла.

увеличить натяжение обшивки.

Итак, лы рассмотрели основы аэродинамики дельтаплана и его опасные режимы полета. Автор надеется, что полученные знания помогут пилоту правильно ориентироваться в сложной ситуации и найти то, быть может единственное решение в опас­ной ситуации, которое позволит ему безопасно завершить полет.

Наивно полагать, что рекомендации, приведенные в этой кни­ге, избавят пилота от опасности. Только постоянное совершен­ствование в теории и практике пилотирования помогут ему по­высить безопасность полетов.

Дальнейшее освоение новых режимов полета и усложнение фигур высшего пилотажа может выявить новые критические ре­жимы, Зля решения которых необходимо будет провести соответ­ствующие исследования.

Закончить книгу мне хочется словами известного английского пилота Р. Х.Квонтика: “Учитесь на чужих ошибках — вам не хватит жизни, чтобы самим совершить все эти ошибки”.

[1] Подставив в формулу (9) измеренные в полете давление р и тем­пературу Т, мы определим плотность воздуха, имевшую место при ис­пытании. Зная эту плотность, по графику фиг. 1 находим соответствую­щую ей высоту в условиях стандартной атмосферы.

Пример: Полет на измерение горизонтальной скорости производился при температуре ^=4-5°Ц и при давлении р = 740 мм рг. ст. Следовательно:

Г = 0,4645 = 0,4645 . “275^Г5Г = °>4645 ^ = 1 -234 кгм

По графику фиг. 1 находим соответствующую этой плотности высоту И——7ом.

Как видим, для перехода к стандартной атмосфере необходимо в по­лете измерить всего две величины: температуру и давление воздуха. Для иллюстрации того, как изменяется высота действительного уровня

27

[2] См. статью инж. М. А. Тайц. .Приведение результатов полетных испыта*

ний самолетов с невысотными. моторами к стандартным условиям14, ТВФ, № 4>

1936.

[5] В. С. Ведро в, С. А. Коровицкий и Ю. К. Станкевич, Иссле* дование штопора самолета Р-5 в полете, Труды ЦАГИ, вып. 228, 1935.

114

[6] Выше вертикальная скорость (подъема или снижения) нами обозначалась буквой і/. Так как буквой и в теоретической части штопора у нас обозначена составляющая полной скорости самолета на подвижные оси, мы вводим это новое обозначение.

[7] Крылов, Лекции о приближенных вычислениях, Изд. Академии наук СССР, Л., стр. 422-423, 1933.

9 Аузан. 429

[8] Испытание на продольную статическую устойчивость

До сего времени об устойчивости самолета мы могли судить только по продувкам модели самолета в аэродинамической трубе. Оценка устой-

[9] Работа эта проводилась инж. С. И. Афанасьевым.

142

[11] См.: 1) инж. М. А. Т а й ц, Определение поляры самолета в полете „Техника возл. флота-, № 6, 1931 и 2) Б. Н. Е го р о в и М. А. Тайн, Снятие поляры и характеристик винтов многомоторного самолета в полете, „Технические заметки ЦАГИ*, As 66, 1935.

В качестве необходимых условий самовращения дельтаплана следует признать:

• наличие крутящего момента,

[13] сила натяжения троса, связывающего пилота с кры­лом, больше иуля.