Рекомендации по доводке
увеличить угол поперечного V крыла;
Раскачка по крену
Раскачка, как правило, происходит иа повышенных скоростях полета.
Основные признаки!
дельтаплан вяло входит и также вяло выходит из креиа при отклонении ручки управления;
усилия иа ручки управления могут быть большими;
дельтаплан самостоятельно раскачивается по крену с увеличивающейся амплитудой.
Действия пилота;
плавно отдать ручку управления «от себя»
соразмеренными упреждающими движениями ручки управления уменьшить креи и угловую скорость креиа;
Рекомендации по доводке;
уменьшить угол поперечного V крыла.
увеличить натяжение обшивки.
Итак, лы рассмотрели основы аэродинамики дельтаплана и его опасные режимы полета. Автор надеется, что полученные знания помогут пилоту правильно ориентироваться в сложной ситуации и найти то, быть может единственное решение в опасной ситуации, которое позволит ему безопасно завершить полет.
Наивно полагать, что рекомендации, приведенные в этой книге, избавят пилота от опасности. Только постоянное совершенствование в теории и практике пилотирования помогут ему повысить безопасность полетов.
Дальнейшее освоение новых режимов полета и усложнение фигур высшего пилотажа может выявить новые критические режимы, Зля решения которых необходимо будет провести соответствующие исследования.
Закончить книгу мне хочется словами известного английского пилота Р. Х.Квонтика: “Учитесь на чужих ошибках — вам не хватит жизни, чтобы самим совершить все эти ошибки”.
[1] Подставив в формулу (9) измеренные в полете давление р и температуру Т, мы определим плотность воздуха, имевшую место при испытании. Зная эту плотность, по графику фиг. 1 находим соответствующую ей высоту в условиях стандартной атмосферы.
Пример: Полет на измерение горизонтальной скорости производился при температуре ^=4-5°Ц и при давлении р = 740 мм рг. ст. Следовательно:
Г = 0,4645 = 0,4645 . “275^Г5Г = °>4645 ^ = 1 -234 кгм
По графику фиг. 1 находим соответствующую этой плотности высоту И——7ом.
Как видим, для перехода к стандартной атмосфере необходимо в полете измерить всего две величины: температуру и давление воздуха. Для иллюстрации того, как изменяется высота действительного уровня
27
[2] См. статью инж. М. А. Тайц. .Приведение результатов полетных испыта*
ний самолетов с невысотными. моторами к стандартным условиям14, ТВФ, № 4>
1936.
[5] В. С. Ведро в, С. А. Коровицкий и Ю. К. Станкевич, Иссле* дование штопора самолета Р-5 в полете, Труды ЦАГИ, вып. 228, 1935.
114
[6] Выше вертикальная скорость (подъема или снижения) нами обозначалась буквой і/. Так как буквой и в теоретической части штопора у нас обозначена составляющая полной скорости самолета на подвижные оси, мы вводим это новое обозначение.
[7] Крылов, Лекции о приближенных вычислениях, Изд. Академии наук СССР, Л., стр. 422-423, 1933.
9 Аузан. 429
[8] Испытание на продольную статическую устойчивость
До сего времени об устойчивости самолета мы могли судить только по продувкам модели самолета в аэродинамической трубе. Оценка устой-
[9] Работа эта проводилась инж. С. И. Афанасьевым.
142
[11] См.: 1) инж. М. А. Т а й ц, Определение поляры самолета в полете „Техника возл. флота-, № 6, 1931 и 2) Б. Н. Е го р о в и М. А. Тайн, Снятие поляры и характеристик винтов многомоторного самолета в полете, „Технические заметки ЦАГИ*, As 66, 1935.
В качестве необходимых условий самовращения дельтаплана следует признать:
• наличие крутящего момента,
[13] сила натяжения троса, связывающего пилота с крылом, больше иуля.